СУРВА и СУРХУРИ

on
В древности у чувашей началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21—22 марта) новолуние. В эти дни чуваши-язычники проводили обрядовые действия, посвященные проводам старого года (çаварни, калăм, сĕрен, вирĕм) и встрече года наступающего (манкун)
Праздник Плодородия — СУРВА или / СУРХУРИ -на чувашском языке, новогодний праздник/ В современной Болгарии отмечается этот праздник — 1 января (14 января по старому стилю).
Иранское слово «сура» означает «мощь», «сила», «власть». Например, фраза «сур елен» переводится как » могучий олень».
«Сурва» является «силой» в том смысле, что используемые при описании сельского года — «сильный год» это год с хорошей прибылью в урожае. Отсюда и проистекает пожелание плодородия в году, так проявляется праздник Плодородия.
Такой же смысл содержится и добрых болгарских пожеланиях — «золотой сноп, красное яблоко в саду» и т.д.
Болгарский праздник Сурва или Сурваки — это наследие прошлых языческих времен. Повсеместно, в Болгарии, в хлеб добавляют серебряную монету.

Традиции  и обычаи как проводить понятно…  они проводятся как у нас чувашей, так и у многих  соседствующих с нами народов..

Нас  интересовало : откуда слово «СУРХУРИ» у чувашей , и «СУРВА» у болгар…и какой смысловой подтекст..почему  мы чуваши  думаем , что это «Сурăх ури» («овечья нога».) , а болгары — сырая ветка дерева… и что первично ?
Чуваши   сумели сохранить   свой чувашский язык,
этнические  костюмы…  возможно   мы правы — «Сурăх» ( от слова «овца),   но  чем  связано ?

В те очень далёкие времена, «Сурăх» (овца, овцы), её
поголовье — означало   богатство.. либо были  священны ?

К примеру, в Китае..Священные животные Китая использовались для обозначения 12-ти зодиакальных знаков… Овца (вэй).  Овце свойственны домашность и т.п.

В разных мифолоэтических системах символические значения Овцы (Овена, Барана)-  в образе барана подчёркивается- плодовитость.

Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов Овцы в ритуале — её молока, жира, особенно шерсти.

А также,   обычаи чувашей в этот праздник СУРХУРИ, заходить в хлев и заносить клочек шерсти для гадания на жениха…
любопытннейший момент.

В Верхнем Египте — в  городе  Мендес к статуе «Осирисе в виде барана» — приходили женщины желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость)….

Опять речь идет о замужестве,  продолжении рода, плодовитости…..В релиrиозном искусстве народов Востока барану принадлежит самая почетная роль.
На Кавказе, например, изображение барана заменяет эмблему дocтатка и богатства.
Еще более важное значение придавалось этой эмблеме в Caсанидском искусстве Ирана, rде баран являлся воплощением фарна (божественной сущности),
символизирующим вepховную власть, могущество и богатство (на иранском языке — СУРА, опять  слово «СУР»/…

В релиrии древних народов и баран, и овца выступают как уrодные боrам жертвенные священные животные.

Викепедия нам   дает полное описание праздника: «,.они исполняли песни (Сурхури юрри),  произносили ритуал….Эти песни и тексты наряду с
действиями, которым приписывалась магическая функция, были направлены на пожелание урожайности посевов, плодовитости домашнего скота и рождаемости детей».

И откуда  же  после всего сказанного, корни нашего чувашского праздника «СУРХУРИ» ?

One Comment Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s